На главную
К фильмам

Дополнительный материал: Рецензия на фильм "Престиж/Prestige".
Автор Targhis.

e-mail для связи с автором


Пожалуйста, не копируйте капсы без нашего разрешения!


Афиша

Престиж – фильм по роману Кристофера Приста, история одержимости, в которой двое мужчин готовы пожертвовать любовью, счастьем и самой жизнью ради создания идеальной иллюзии.

.Никола Тесла с глазами БоуиЗнакомство с «Престижем» у меня получилось запутанное. Фильм я смотрела после прочтения книги, однако книгу читала в ожидании фильма, уже зная, кто кого играет, и уже расставив для себя акценты определенным образом. Роман прочла за два дня, не могла оторваться. Мемуары Бордена оставили неприятное ощущение раздвоения личности, а после интермедии из нашего времени я не могла дождаться начала дневника Энджира, надеясь, наконец, услышать голос разума, который все расставил бы по местам. Так и получилось. Боюсь, что отношение к Энджиру у меня было изначально далеко небеспристрастное, поскольку, читая его записки, я мысленно видела перед собой Джекмана. Энджир по книге был мне очень симпатичен, его обстоятельность, чувство юмора. Да и некоторая мыслительная заторможенность – очень хорошо себе это представляю.

Надо признать, фильм захватил меня так же, как и книга, притом, что я уже знала главные сюрпризы. Я готова была к тому, что сюжет сильно переделан – книгу, составленную из дневниковых записей, сложно адаптировать для кино. Пишет он левой рукойИ все же, получилось очень удачно – образец исключительно хорошей работы сценариста. В одном интервью Хью говорил о сюжете, как о главном фокусе фильма
Я бы сказала так: создатели фильма поставили свой собственный иллюзион, используя реквизит из книги – персонажей, идеи, яркие моменты. Вроде все то же и о том же, а история другая. Один из тех случаев, когда в фильме удается передать не столько букву, сколько дух литературного произведения. В фильме ощущается тонко переданная декадансная атмосфера – вполне в духе эпохи. Пасмурный Лондон, зимне-осенние горы Колорадо – удачное обрамление мрачноватой истории.

Вендетта героев показана гораздо более жестоко, чем в книге. У Приста все их мелкие гадости были в духе почти дружеских розыгрышей, никто никому зла не желал, оба, с присущим им чувством юмора, понимали, какая это все глупость, и хотели помириться, но им катастрофически не везло. А в фильме борьба идет жестко, без жалости, с членовредительством. Но за счет этого удалось добиться большего драматизма. Два Бейла

Игра актеров великолепна.
Двойная роль Бейла, конечно, особенно сложна, так как он должен не просто показать разных персонажей, но в то же время так, чтобы сбить зрителя с толку, чтобы они казались одним человеком. Если секрет знаешь, то все ситуации прозрачны, однако не всегда удается уловить, который из братьев находится на экране в данный момент. Йоханссон, на мой взгляд, абсолютно не тянет на Оливию, какой она представлена в книге. Я вижу Оливию как этакую роковую женщину, ради которой мужчина мог бросить все – жену, троих детей, карьеру. Но Оливия в фильме на такое явно не претендует, зато как личность она, пожалуй, более симпатична. Очень хороши Майкл Кейн и Дэвид Боуи.
Два Хью
Хью вполне соответствовал уже сложившемуся у меня по книге образу.
Порадовала его вторая роль, образ Джералда Рута, такой мееерзкий получился тип – загляденье. Особенно рядом с аристократично-элегантным Энджиром. Один из самых впечатляющих моментов – когда в миг своего первого триумфа Энджир, находясь под сценой, слышит овацию и в одиночестве отвешивает поклон невидимой публике. И еще – разговор с Оливией, когда очень ярко проявляется эта самая одержимость – «Как он это делает?!», «Что мне жена, я хочу знать его секрет!»

В фильме можно заметить некоторые изящные штрихи, как например, использование в опытах Теслы цилиндра, а не металлического прута, как в книге. Или то, что Энджир оказался левшой, как и сам Джекман – я к левшам вообще неравнодушна.

Ты узнала - как он это делает Еще я бы отметила интригующий и очень близкий мне самой способ повествования, где, по меньшей мере, три истории уложены одна в другую, как матрешки, но при этом еще и переплетены между собой.

Наличие двух вполне живых кошек, бродящих среди залежей цилиндров, поначалу вызвало недоумение и неприятие – что за глупости, машина работала не так, как они, спрашивается, из этого выкрутятся? Но почти сразу до меня дошло, что, в таком случае, произошло в прологе фильма, и возникло некое восторженно-испуганное ощущение.

Пейзаж с цилиндрами Конец тоже поначалу вызвал неприятие. Возникает ощущение, что, по отношению к книге, он решен с точностью до наоборот. Кажется, что не хватает последнего кадра – где Энджир вышел бы из дыма и пламени и удалился бы в никуда, как ему и положено, и можно было бы сойтись на ничьей. Иначе остается ощущение некоторой несправедливости – получается, что за Борденом осталось последнее слово, притом, что именно он положил начало противостоянию, которое по Энджиру било сильнее, чем по нему.

Однако, по размышлении, стало ясно, что конец был… как бы это сказать? – правильный. Оба выиграли, и оба проиграли. В книге один из Борденов остался в живых, а Энджир одержал верх в противостоянии, но ценой жизни. Впрочем, такую смерть никому не пожелаешь… В фильме получилась примерно та же ситуация. Борден утратил половину своего существа, потерял любимую жену, однако остался жив и свободен, и у него есть дочь. А Энджир погиб, однако, погиб победителем, по крайней мере, в своих собственных глазах, и его последние слова о лицах зрителей показывают, что он действительно получил то, к чему стремился. И, в любом случае, трудно было бы представить, как он мог бы дальше жить – без сцены и без соперничества, ставшего смыслом его существования. Правда, можно на это все и так посмотреть – Борден, поистине талантливый престидижитатор, разрушил собственное счастье сам, из-за безумной преданности своему искусству, тогда как Энджир превратился в монстра, помешанного на мщении, силой обстоятельств, и поэтому вызывает сочувствие.